пятница, 18 января 2013 г.

Четыре благородные истины Будды

это фактически основа буддизма. Напишу как я её трактую.

1. Дуккха. Страдание. Или, еще говорят что-то про неудовлетворённость.
Существует страдание.
Тут, конечно, можно подходить с разных сторон. Страдание существует постоянно, или же временно (периодически).

При желании, можно увидеть, что мы страдаем постоянно, и даже не замечаем этого! А оно-то всё на подсознании и откладывается.

Мы встаём утром, сонные (хотя кто как). Нам хочется спать, но надо вставать - страдаем. Приятный сон и сильное желание поспать запрещаем сами себе.
Становимся ногой в тапки, и чувствуем некоторую боль в пятках. Болит мочевой пузырь - надо идти в туалет. Пытаемся протереть глаза, и глаза начинает "резать" из-за попавшего жира и пота, что был на веках. Идём умываться, и опять же мыльная вода может попасть и в глаза, и в нос. Чистим зубы, и зубная щетка дерёт дёсны. Иногда до крови. Начинаем надевать одежду, и иногда она просто, либо щекочет, либо дерёт кожу - вы только попробуйте прочувствовать!
Про то, что творится весь день даже и подумать страшно. Всё причиняет страдание. Даже любовь причиняет любовные страдания. Конечно, влюблённый врядле такое скажет. Но зато потом, когда взглянет трезвым взглядом на свою влюблённость, то окажется, что он жил как умалишенный с навязчивой идеей...

Любое беспокойство, всё что не покой - вызывает страдания.

2. Причина страданий. А вы почитайте вдумчиво первую благородную истину! Хочется этого, а не получается. Хочешь того, а нет возможности. Хочешь третьего, а не дают. Хочешь еще чего-то, а сам себе еще и запрещаешь. Везде хочешь, хочешь, хочешь, но то, что хочешь нет возможности реализовать. Какой вывод?
Хотение - причина страданий. Желания - более красивое слово.

Конечно, некоторые желания удаётся исполнить. Ну сделали вы то, что хотели, и разве вы на этом остановились? Стали счастливы на всю жизнь? Вы же сами придумаете еще больше других желаний, и опять станете несчастны! Увы, такова человеческая природа.

Можно ли что-то с этим сделать?

3. Да можно. Третья истина состоит в том, что можно выйти из страданий. Тут главное слово "можно". Сейчас, конечно, хочется больше услышать четвертую истину где сказано как это сделать, и на третью истину не обращают внимание. Но придёт время, когда у вас ничего не будет получатся, вы плюнете на всё это и скажете, что это всё фигня, бредни, невозможно ничего сделать. И тут вспомнится третья истина - МОЖНО!

4. Традиция говорит о 8-ричном пути, или срединном пути, чтобы выйти из страданий.
8ричный путь это:
истинное воззрение
истинное намерение
истинная речь
истинные поступки
истинный образ жизни
истинное усердие
истинное размышление
истинное сосредоточение.

срединный путь - это не впадать в крайности.

Тут, конечно, надо говорить, и много надо говорить.
Во-первых, мы во второй истине выяснили, что причина страданий - желания. Казалось бы, чтобы устранить страдания надо уничтожить желания. Но нет же! Будда этого не говорит! То есть, уничтожать желания - неверный путь! Ну и как показывает практика, те кто уничтожил в себе желания, потом могут дойти до психушки. Похоже, желания невозможно уничтожить, их можно лишь подавить, вытеснить в подсознание. А это (если вы читали Фрейда) чревато проблемами с психикой...
И в самом деле, как вы собираетесь бороться с желанием, например, сходить в туалет? Организм посылает в мозг сигналы, если мозг не мёртв он эти сигналы примет. И куда вы от этого денетесь?

Во-вторых, 8ричный путь попахивает религиозностью. Либо же, он действительно содержит настолько глубокий смысл, что порой его и не понять.

Обычно трактуют 8ричный путь как некую дисциплину. То есть, надо силой воли работать над собою, и вырабатывать правильные "черты характера". Это всё конечно, хорошо, с точки зрения любой религии... Но...

Есть и другие сутры великих патриархов, дзенщиков и т.д.
Они говорят, что можно быть вне своих действий, и прибывать вечно в состоянии покоя. То есть, работаешь, но, как бы, всегда бездеятелен. Любое действие направленное на изменение себя - насилие над собою. Разве можно насилием чего-то добиться?
Кое-кто говорит, что просветление вообще ни от чего не зависит. Да и сам Будда говорил, что нет таких действий, которые бы наверняка привели к просветлению.
Еще говорят, надо найти своё "Я". То есть, вы постоянно в жизни говорите "Я сделал то-то", но мало кто задумывается, что подразумевается под "Я"?
"Я" - это ведь не тело! И не мозг. В общем, тема довольно таки мутная. Либо намекается на то, что "Я" - вообще не существует. Либо, что это некая совокупность чего-то. Либо, что есть истинное "Я", которое и надо понять, либо что это вообще душа, Бог, вселенная, всё и ничего...

Не забывайте также, что буддизм иногда отрицает существование всего! Что не существует даже страданий!

Раз уж заговорили о просветлении, то непонятно, связана ли 4-я благородная истина с просветлением?
Ведь если просветлеть нельзя намеренно, тогда 8ричный путь, это как бы один из вариантов быть чуть счастливее в этом несчастном мире. И должны ли все быть просветлёнными?

В-третьих. Насчёт срединного пути. Дело в том, что согласно срединному пути, получается, что многие селяне и так живут по-простому без крайностей.
Ну, по-крайней мере, есть люди, которые стараются жить спокойно.

Я предлагаю новую концепцию срединного пути, озвученную в Солдате. Согласно которой, у многих людей, любая проблема уже влечёт за собою впадение в крайность. Мы хотим либо бежать от проблемы (это крайность), либо хотим уничтожить проблему (другая крайность). Ну а третий (срединный) путь, не бежать, ни нападать, а как бы среднее - оставаться на месте. Принимать проблему! Принимать как должное! Главное слово "должное". То есть, это должно было произойти, и это произошло. Можно назвать это и смирением.
Но, это не означает, что надо стать в ступоре, и ничего не делать. Скорее всего я имею ввиду (я и сам не знаю, что имею ввиду :) ), что надо в эмоциональном плане нормально относится к ситуации. Это и назовём недеянием. Не убивать свои эмоции (это сложно, и чревато), а приняв ситуацию как должную, мы уже и не будем о ней беспокоиться...

Вопрос только в том, как это сделать. Тут можно придумать много всяких методик. Например, считать, что всё уже давно произошло, а мы только проходим намеченный путь со всеми его событиями. Я не говорю, что это так и есть. Просто методика, как успокоить себя в моменте любого своего действия - поменять отношение к происходящему.

Надо еще понять, что Будда искал причину страданий. Он не искал причину боли, причину смерти и т.д. Он искал причину страданий! Почувствуйте разницу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий